Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос



Цели: 

1)      Выработать этические представления о счастье, обсудить разные трактовки понимания счастья;

2)      Содействовать укреплению духовных качеств: веры, нравственности, оптимизма, сострадания;

3)      Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление. 

   

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Возможно, вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда кто-то из родителей ваших учеников высказывал замечания в Ваш адрес, неправильно-де учите, не тому и не так. На вопрос: «А как же надо?» отвечают вполне обдуманно и без тени сомнений в своей правоте: «Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? Иль надеяться, что справится мой ребенок? Я маленький человек, и нужно мне совсем мало – чтоб он счастливо жил. А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются…»

 

- Согласны ли вы с мнением этого родителя?

     Да, возможно, школа не дает готовых уроков счастья, подобно тому, как не дает всходов сразу посаженное зерно. Но свою задачу как учитель русского языка и литературы я вижу в воспитании этого чувства счастья в своём ученике.

Поэтому неслучайно эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова Антона Семеновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».

 

- Так что нужно для счастья? Давайте узнаем, что об этом думают наши дети. Я предлагаю послушать выдержки из домашних сочинений о счастье.

 

Шакира: Для меня настоящее счастье - это когда всем людям, которые мне дороги, хорошо, когда они все рядом, когда я чувствую, что нужна им... Когда чувствую, что уж кому-кому, а им я всегда буду нужна, и они будут любить меня несмотря ни на что... Когда у друзей-подруг все складывается классно... Когда мне улыбается тот, кому принадлежит мое сердце... Все это большое-большое СЧАСТЬЕ. А еще есть маленькие радости, которые тоже входят в это счастье. Такие, как весна, солнышко, море, теплый ветерок, летний дождик, хорошая музыка в наушниках, теплый чай в плохую погоду с романом в руках, переписка с подружкой, холодный кофе, мороженое, арбуз, разговоры с друзьями обо всякой чепухе, обливание в летнюю жару… А еще мне очень нравится, когда мне улыбаются. Чувствую себя бодрее. Особенно, когда улыбается ОН... Вот из таких мелких и больших радостей и состоит настоящее большое счастье!

 

Резида: Мне кажется, человек не может быть счастлив в одиночестве. Когда я счастлива, то мне хочется кричать об этом на весь мир, хочется, чтобы все вокруг порадовались вместе со мной, чтобы все вокруг было наполнено миром и любовью! Разве можно удержать счастье в себе, не поделиться ни с кем? Иногда счастье так переполняет, что хочется остановить прохожего и рассказать, как тебе хорошо! У счастливого человека по-особенному искрятся глаза, даже улыбается он как-то по-другому, искреннее что ли… Счастье есть, пока в мире живет любовь и доброта.

 

Диля Маликовна: Наверное, нельзя дать однозначного определения счастью, так же, как и любви. Самое короткое из них прозвучало в кинофильме "Доживем до понедельника": "счастье — это когда тебя понимают".

 

Адиба Ибрагимовна: Иногда счастье бывает незаметным, оно тихо дремлет в тебе и негромко поет. Это удивительные мгновения, и их нужно уметь выследить, обнаружить. Из таких крохотных осколочков и составляется витраж нашей жизни.

 

Вывод: понимание счастья у каждого своё.

И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о счастье. Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья.

- Давайте сейчас поделимся на 5 групп, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.

1. Итак, первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

 

- В чем заключено счастье для автора этих строк? ( радость от самого пребывания на земле)

- Да, верно. К сожалению, взрослыми это ценится уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых людях говорят: радуется жизни, как ребенок.

- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? ( Буратино, Колобок лягушка-путешественница)

 

2. Слово второй группе. Ваши строки: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Э. Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)

К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживешь. Нельзя осуждать за это людей, главное – чтобы материальные ценности не заменили духовные….

-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

 

3. Третья группа – вам слово. «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь)

Да. Верно, во всем многообразии их проявления. Если человек владеет этими дарами, казалось бы, что ещё для счастья надо! Но мудрая этика напоминает, что любовь не вечна и посещает не всех. С дружбой тоже не всё так просто. Сколько написано об этом! Немецкий поэт Людвиг тик считал, что все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». Поэтому это не окончательное счастье.

- Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася» , «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)

 

4 группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя. ( творчество)

Это не только работа, не только занятия искусством, хотя и то, и другое требует немалых усилий, но и желание творить, созидать, стремиться к новым открытиям, полет души, что и радостно, и мучительно.

Счастлив дом, где пенье скрипки

Наставляет нас на путь,

И вселяет в нас надежду,

Остальное – как-нибудь…

Примеры из литературы можете привести? ( «В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко).

 

И, наконец, 5 группа: порадуйте нас своим счастьем. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? ( дарить своё сердце, жить ради других)

Верно.

- Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать? ( Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).

Много примеров можно привести. И ими можно воистину гордиться. Стихи Э.Асадова, ослепшего после ранения в Великую Отечественную войну, чьи строчки мы приводили сегодня, разве не заставляют нас задуматься о простых истинах, разве не заглушают боль, не вселяют надежду?..А музыка Бетховена, оглохшего в возрасте 26 лет, разве не осчастливила людей, разуверившихся в жизни? Вы можете возразить, что не всякому суждено быть героем…. Но ведь можно быть счастливым, получая радость от забот о родных. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и сердце. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу и неслышно ходит по квартире, пока он спит…

 

- Итак, что мы увидели?

Резида: Кто-то счастлив от того, что живет.

Шакира: Кто-то рад материальному благополучию.

Адиба Ибрагимовна: Кто-то счастлив, общаясь, а кто-то творя…

Диля: Кто-то счастлив, делая счастье другим.

- Давайте вернемся к началу урока: можно ли дать готовые уроки счастья? Почему?

Каждый выбирает для себя свой уровень. Наша задача – учить детей быть счастливыми на всех уровнях, на всех ступенях счастья.

А счастье , по-моему, просто,

Бывает разного роста:

От кочки до Казбека
В зависимости от человека!

Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!

Звучит песня « Мы желаем счастья вам!»

 

Цель:

раскрыть основные проблемы современной системы образования и способы их решения.

Задачи:

- провести комплексный анализ текста официально-делового стиля;

- раскрыть содержание документа об образовании, используя современные технологии, методы и приемы.

Писатель А.И. Солженицын утверждал: «Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее, прожить с высоко поднятой головой».

Поэтому задача учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.

Я, как учитель русского языка и литературы, не могу не задавать себе вопрос: а смогут ли мои выпускники владеть грамотной русской речью для достижения поставленных перед собой целей? Ведь мы все прекрасно понимаем, что из двух людей в более выигрышном положении находится тот, кто четко умеет высказывать свои мысли, выстраивает траекторию своего успеха, тем самым открывая широкий простор для самореализации, самовыражения.

Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».

 

Одна из проблем современного образования заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.

Новые образовательные стандарты призваны решать проблему соответствия полученных в школе знаний реальным потребностям жизни за счёт введения компетентностного подхода.

 

Компетентностный подход — это

  • •      совокупностьобщих принципов определения целей образования
  • •      отбора содержания образования
  • •      организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

 

Он, в свою очередь, предполагает введение новых технологий, в том числе технологию критического мышления.

Наверняка, вы слышали об этой технологии или даже применяете ее сами.

А что есть критическое мышление? — Это:

-         способность ставить новые, полные смысла вопросы;

-         вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

-         принимать независимые продуманные решения.

А не есть ли это сам процесс формирования универсальных учебных действий, на который и нацелена вся система современного образования, подразумевающая самостоятельную работу учащихся и активность их жизненной позиций.

И сейчас я хотела бы представить вашему вниманию модель урока, построенную на основных приемах технологии развития критического мышления

Есть такие замечательные слова:

Послушай – и ты узнаешь;

Посмотри – и ты поймёшь;

Сделай – и ты научишься.

Поэтому я хотела бы предложить вам принять активное участие в нашем сегодняшнем обсуждении.

И начну с такого приема, как «Дерево ожиданий», чтобы вы сами задали вам несколько вопросов

Прием «Дерево ожиданий»

  • •      Чего я жду от участия в этой мастерской?
  • •      Какие вопросы мне бы хотелось задать по теме этой мастерской?
  • •      Какие проблемы, возникающие на уроках, хотел(а) бы я разрешить?
  • •      Чему бы я хотел(а) научиться в ходе мастерской?
  • •      Оправдается ли мое желание извлечь для себя практическую пользу?

(слайд)

Вывод: совместными усилиями мы помогаем этому дереву стать….(каким?...Ответы из зала). Ну конечно. Мы же –Учителя, и наша задача, чтобы посеянное нами «Разумное, доброе, вечное» дало не только хорошие всходы, но замечательные щедрые плоды. А теперь представьте, что вы находитесь не только на мастер-классе, но и в классе на обычном уроке.

Итак, тема нашего урока «ФГОС»

-Скажите, эта тема для нас сегодня актуальная? А интересная?

(ответы зала)

Но раз уж у нас выросло такое «дерево» (слайд) ,да еще и с ожидаемыми (замечу, перспективными) плодами, без корзины нам не обойтись. И это будет «Корзина идей»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

(ответы из зала)

-О стандартах?

Но, извините за тавтологию, «стандартно о стандартах»? Нет!

«Мы пойдем другим путем» и подойдем к этому вопросу гораздо более творчески. А что такое ФГОС? Расшифруйте понятие. Но только ли так? А может быть так?

Использование приема «Акростих»

Фрак отглаженный, с иголочки

Господин тот светский носит.

Осанкой статною украшен

Светлые мысли, дела прогрессивные в жизнь нашу вносит.

(На слайде появляется человек – по описанию) Как портрет? Впечатляет?)

Давайте попробуем найти здесь «ключевые или, как их еще называют, сигнальные слова» , учитывая личностно-ориентированный подход

( Ответы из зала:

Нацеленность на развитие светского общества. «Отглаженный, с иголочки» - образ (светский, европейский )

«Осанка статная»

Активный, Здоровый образ жизни…..

«движение к прогрессу

     А теперь рассмотрим еще один из современных, часто используемых методов- метод «Портфолио», в моем случае основанный на таком приеме Критического мышления, как «Таблица вопросов «КТО? Что? Когда? Где? Почему? \Зачем?» и составим «Файл»( то есть «Краткую базу данных») на нашего героя.

What?   (Что?):

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ                               ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

When? (Когда?): 2009 г.

Where? (Где создан?) :Россия, Москва, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки

Who? (Кто?): Кто в центре внимания? Личность

Why? (Почему? Зачем?): Почему? Потому что назрела необходимость внесения кардинальных изменений в устоявшуюся систему образования, а зачем? Это уже цель, т.е. с какой целью создан данный проект.

(слайд «метод Кластер»)

         ФГОС нацелены на Решение таких проблем как:

-сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;

-как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;

-как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы,

- принимать продуманные решения;

           - эффективно использовать полученные знания и умения в жизни

Также ФГОС предъявляет следующие требования:

-к структуре основных образовательных программ,

условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- к результатам освоения основных образовательных программ

   Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

       1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

       2) преемственность основных образовательных программ .

       3) кадровое, финансовое, материально-техническое

 

 

 

А сейчас мы попробуем «Сложить оду» в честь данного проекта, используя такой прием как «Синквейн»

ФГОС

Своевременный, результативный.

Привлекает, развивает, продвигает.

Мне в работе пригодится.

Прогресс.

 

Физминутка. Я буду читать фразы, а вы будете выполнять действия, записанные на экране, или то, что вы чувствуете.

 

А теперь давайте приведем ассоциаций, которые у нас возникли глядя на любое из слов определения ФГОС. А теперь давайте посмотрим на это же название с разных точек зрения.

 

Вопросы к залу: с чем у вас ассоциируются слова в данном выражении?

Учитель русского языка:

1)«Стандарт» род мужской, определение рода прилательного по сущ-ному.

2) «государственный» -

Учитель литературы:

«Государство – Россия – Русь матушка (стих)

У. географии «Россия- климат, расположение, часовые пояса и т. Д. )

У. труда : Рабочая программа –работа, труд, мастерство….

У. физики: сила, энергия, прогресс –движение, динамика…..

У истории : прогрес, исторические преобразования в обществе,…..

У обществознания:   формациии. ………………..

У математики: 2 поколения, даты, выраженные числами (2009), количество 0000 (в 10 степени), выраженные в затратах на материально-техническое обеспечение,…..

У информатики:…..

А что же нам скажут учителя английского языка?

1)    Federal, standart, Programs, portfolio, File – все это иностранные, заимствованные слова, которые понятны нам всем и не требуют перевода.

– «Все верно. Мы все живем в одном громадном мире, говорим на разных языках, но ,тем не менее, можем понять друг друга и жить в мире и согласии, сотрудничестве и возможности самореализации.

А теперь давайте проведем рефлексию всего нашего сегодняшнего занятия, используя такой прием как:

 

Кто-то считает, что наша жизнь состоит из черной и белой полосы. Согласитесь, довольно скудный набор красок. Сами того не замечая, мы ограничиваем себя в выборе возможностей. Мне же кажется, что жизнь наша скорее напоминает не зебру, а радугу, и от того, какую палитру выберет для себя человек, таковы и будут его представления о жизни. Школа – отражение той же жизни, и от того, как мы её преподнесем ученику, зависит, насколько разнообразнее и богаче будет развиваться его личность.

Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и я искренне желаю нам всем, чтобы:

- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»

- мы на каждом шагу пытались бы расцветить нашу жизнь более яркими красками

- каждый из нас «нашел бы свой клад в основании радуги»

И всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

 


Источник: http://lingvistik.jimdo.com/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/


Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Мастер класс по русскому языку 5 класс фгос

Похожие новости: